Научный коллектив из пяти сотрудников кафедр философии религии и религиоведения и социальной философии Института философии и социально-политических наук (д.ф.н. Астапов С.Н., к.ф.н. Кириллов А.А., к.ф.н. Краснова А.Г., д.ф.н. Матецкая А.В., к.ф.н. Раевский А.Н.) выдвинул гипотезу о том, что одной из особенностей современного российского общества является ситуация, когда очевидный процесс возрождения религии на уровне институтов и официальной риторики не отменяет того факта, что по своим реальным ценностям и установкам российское общество остается светским, ориентированным в большей степени на решение прагматических задач, а не на достижение трансцендентного. В этом состоит специфика постсекулярного общества в России.
Основнaя идея проекта состоит в том, что к пониманию роли религии в современной России следует подходить через объяснение особенностей религиозности в современном обществе, обусловленной секуляризационными процессами предыдущей эпохи. Для западных обществ постсекулярное состояние означает подвижки в общественном сознании, связанные с актуализацией религиозной проблематики и ростом присутствия религии в публичном пространстве при отсутствии существенных изменений на уровне социальных институтов. Не наблюдается и значимого увеличения количества верующих, за исключением роста численности приверженцев нетрадиционных для этих обществ религий, но такой рост – результат миграционных процессов, а не возрождения религиозности. В России, в отличие от стран Запада, в советский период истории религия была не просто отделена от других сфер социальной жизни стихийными процессами структурной и культурной дифференциации, а насильственно низведена до статуса маргинальной институции. Поэтому в российском обществе переход к постсекулярному обществу имеет характер заметных в количественном и качественном отношениях структурных и культурных изменений в отношении религии при сохранении секуляризованного общественного сознания.
Предложение о внесении поправки «о Боге» в 67 статью Конституции РФ, не вызвавшее значительного резонанса в публичном пространстве, является одним из аргументов в пользу гипотезы и даёт основания считать исследовательский проект крайне актуальным.