49-е заседание постоянного всероссийского онлайн-семинара «РУССКАЯ МЫСЛЬ И ПОЛИТИКА»

Южный федеральный университет

Кафедра теоретической и прикладной политологии

Института философии и социально-политических наук

Центр политической концептологии

Институт философии РАН

Ростовское отделение Российской ассоциации политических наук

Исследовательский комитет РАПН по политической концептологии

Донское философское общество

Ростовское отделение межрегионального центра «Стратегия»

Клуб «Интеллектуальный Ростов»

49-е заседание постоянного всероссийского онлайн-семинара

«РУССКАЯ МЫСЛЬ И ПОЛИТИКА»

(анонс)

 

Возможна ли моральная философия после Аушвитца?

 

4 февраля 2022 года

14.00 – 16.00

Регламент

Доклад – 50 мин.

Вопросы и реплики по докладу – 3 мин.

Выступления в дискуссии – 10 мин.

Модератор: Макаренко В.П.

Докладчик: с.н.с. Института философии РАН Зубец О.П.

Этика после Аушвица – это не предметное направление или тематически определяемая область интереса современной моральной философии. Это – этап развития моральной философии как таковой и в целом. На этом этапе этическая мысль вынуждена пересмотреть весь традиционный набор своих понятий и сами ходы своей мысли, осознав их вовлеченность, соучастие в том, для чего есть слово-код и пароль – Аушвиц. Иначе говоря, произошедшая катастрофа разрушила идею морали, язык морали и обессмыслила морально-этические понятия: и продолжать морально философское дело так, как если бы этого не произошло, невозможно. Этика после Аушвица – не об Аушвице, а о морали и этической теории, о том, как мне поступать и мыслить в качестве поступающего сейчас. С подобной проблемой, задачей переосмысления собственных оснований столкнулись все формы и институты человеческой деятельности: наука, медицина, право, искусство … Все они в большей или меньшей степени (степени осознания) столкнулись с фактом собственного соучастия в Аушвице. Примером такого переосмысления, например, в социологии можно считать работы Зигмунта Баумана, в политической мысли – Ханны Арендт, для медицины встал вопрос не только о покаянии, но и о возможности использования результатов (а среди них есть и важные открытия) нацистских экспериментов на людях. Даже архитекторам, строившим охранные вышки в стиле японских пагод, есть о чем задуматься. Конечно, теология столкнулась с проблемой спасения идеи бога, а философия – с переосмыслением идеи человека.

Для участия в семинаре и дискуссии надо прочесть статьи автора

https://pj.iphras.ru/article/view/4753/2911

https://et.iphras.ru/article/view/6970/3535

Приглашаются все желающие.