Исследование аудиовизуальной среды современного российского города в контексте сохранения и трансляции этических ценностей российской культуры.

В 2018 году при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект № 18-011-00841) было проведено исследование аудиовизуальной среды современного российского города в контексте сохранения и трансляции этических ценностей российской культуры. Исполнителем выступил коллектив исследователей из Южного федерального университета с привлечением научно-педагогических работников Крымского федерального университета им. В.И.Вернадского.

Руководитель проекта – д.филос.н., профессор, профессор кафедры теории культуры, этики и эстетики ИФиСПН ЮФУ Л.А.Штомпель.

Объектом научного проекта явилась аудиовизуальная среда открытых публичных пространств современных южно-российских городов.

Предмет исследования – репрезентация этических ценностей российской культуры в аудиовизуальной среде городов Южного федерального округа.

Цель проекта в 2018 г.:  выявить степень представленности ценностей российской культуры в аудиовизуальной среде городов Южного федерального округа, способствующих/препятствующих сохранению и трансляции смыслов российской культуры и определить характер восприятия репрезентируемых ценностей горожанами.

Задачи исследования:

  • Систематизировать традиционные и современные ценности и смыслы российской культуры, которые могут быть визуально и аудиально представлены в публичных пространствах городов;
  • Разработать теоретический аппарат исследования, в частности, обосновать необходимость и эвристичность кросс-модального подхода к восприятию пространства города;
  • Разработать анкету и провести полевое исследование (социологический опрос в 29 городах ЮФО) для выявления оценки современными горожанами отдельных элементов аудиовузуальной среды современных городов;
  • Выделить единицы контент-анализа городской среды, служащие индикаторами наличия/отсутствия ценностей российской культуры в визуально воспринимаемом тексте городской среды и зафиксировать их содержательное наполнение с помощью фотографирования в 29 городах ЮФО;
  • На основе результатов социологического опроса и фотофиксации содержания визуальных единиц контент-анализа осуществить теоретический сравнительный анализ степени представленности ценностей российской культуры в городской среде городов различных типов (крупнейшего, крупного, большого, среднего, малого города) в 8-ми субъектах Южного федерального округа (Адыгея, Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области, Республика Крым и городе федерального значения Севастополе);
  • Выявить систематические различия в оценках аудиовизуальной городской среды жителями разных типов городов;
  • Осуществить анализ трансформации сознания молодёжи под влиянием аудиовизуальных средств городской среды: степень сохранения / искажения традиционных и современных ценностей и смыслов российской культуры в сознании современных молодых людей по сравнению с родительским поколением, со старшим поколением (стратификация по субъектам Южного федерального округа)
  • Сформулировать обобщающие выводы по совершенствованию аудиовизуальной городской среды, способствующей сохранению и трансляции ценностей российской культуры для органов власти, управления образованием, культуры, СМИ и СМК, бизнеса на конференциях различного уровня.

 

Выборка исследования – районированная (выделено 8 субъектов Южного федерального округа (Адыгея, Калмыкия, Краснодарский край,  Астраханская, Волгоградская, Ростовская области, Республика Крым и город федерального значения Севастополь; выделено 5 типов городов: крупнейший, крупный, большой, средний, малый) и стратифицированная (по полу и возрасту респондентов). Основные параметры выборки социсследования соответствуют генеральной совокупности населения городов (по состоянию на 2018 г.).

В качестве методов сбора первичной социальной информации были использованы анкетирование (очное и заочное), анализ документов, наблюдение (неформализованное), фотофиксация (более пятисот фотографий, полученных в ходе полевого исследования и 700 изображений знаковых и значимых историко-культурных, социальных объектов и публичных пространств южно-российских городов из Интернета), неформализованное интервью.

В период с 19 по 30 марта 2018 г. было проведено пилотное исследование (опрошено 106 человек, г.Ростов-на-Дону, в т.ч. женщин – 51, мужчин – 55 чел., лиц в возрасте до 17 лет вкл. – 15 чел., 18-30 лет – 38 чел., 31-44 года – 20 чел.,  45-59 лет – 20 чел., 60 лет и старше – 13 чел.). В ходе пилотажа проведена апробация анкет, коррекция вопросов и вариантов ответов; уточнены основные направления, категории и единицы  контент-анализа аудиовизуальных объектов городской среды.

Полевое исследование проводилось в период с 20 апреля по 5 октября 2018 г. в 29 городах Южного федерального округа (планировался охват 27 городов). Общая выборка по 29 городам составила: 1371 чел. (опрошено 1532 чел., 161 анкета отбракована). Объем фотоматериалов, собранных в городах во время полевых экспедиций, включает более 500 фотографий.

В сборе эмпирического материала принимали участие (вместе с участниками проекта) студенты и аспиранты Южного федерального университета и Крымского федерального университета им. В.И.Вернадского.

Сопоставление анкетных и визуальных данных нашего исследования приводит к ряду любопытных выводов и  гипотез. Тип города по численности населения является, безусловно, ключевым фактором, определяющим специфику аудиовизуальной среды городов. Имеется существенная связь между типом города и оценками горожанами его аудиовизуальной среды, удовлетворенности средой, гордостью за город, критичность мышления и оценок.

Отношение горожан к городу проживания носит противоречивый характер, а само сознание горожан включает в себя элементы как традиционной, так и индустриальной и постиндустриальной систем ценностей.

Противоречивость, в частности, проявляется в том, что многое в городах жителям не нравится (состояние их дворов, общественных пространств, пешеходных зон, работа общественного транспорта и т.д.), но те же самые респонденты при ответе  на вопрос  “Чувствуете ли Вы себя немного счастливее от того, что живёте в Вашем городе?”, выбирают следующий вариант: ” да, этот город и жизнь в нём делают меня счастливым”.

И наоборот: положительно отвечают на вопрос “Нравится ли Вам Ваш город?” и   тут же отмечают: ” в этом городе трудно быть счастливым”. Этот парадокс частично связан с размером города, однако объясняется не только им.

В ходе исследования были определены векторы дальнейшего целенаправленного регулирования наполнения городского аудиовизуального пространства, которое  испытывает на себе возросшую роль конкуренции за право концептуализировать и контролировать общественное пространство современного российского города.