Современное общество с точки зрения положения религии в нём получило название постсекулярного. Что стоит за этим названием: рост религиозности населения, сакрализация некоторых сторон общественной жизни, клерикализация, политическая активность религиозных организаций, популярность религиозных идеологий и т.п.? Пик дискуссий о переходе от секулярного общества к постсекулярному пришёлся на 2009-2013 гг. Сейчас, при незначительном временном отстоянии, есть возможность посмотреть на то, какую роль играют эти теории в современном социально-гуманитарном знании.
Целью семинара является рассмотрение значимости теорий постекулярного общества для социально-философских, религиоведческих, культурологических, политологических исследований. В связи с этим, в качестве основной задачи семинара ставится обсуждение концептуального аппарата теорий постсекулярного общества.
Мы предлагаем обсудить следующие вопросы:
- Что представляет собой «постсекулярное общество»?
а) как новый этап развития общества, имеющий принципиальные отличия от предыдущего, называемого секулярным обществом;
б) как новая парадигма исследования современного общества;
в) как новая модель современного общества.
- Какие черты отличают постсекулярное общество от секулярного и традиционного?
- Результатом каких социальных процессов явилась «постсекулярность»?
- Какие процессы в теориях постсекулярного общества называются десекуляризацией, контрсекуляризацией, где и когда они проходили, каковы их результаты?
- В результате чего появились теории постсекулярного общества, кто их авторы?
- Что и кем подвергается критике в теориях постсекулярного общества?
- Что объединяет различные теории постсекулярного общества?
а) на уровне языка (терминологии);
б) на уровне дисциплинарных областей исследования;
в) на уровне базовых теорий;
г) на уровне институций и др.
- Каков потенциал теорий постсекулярного общества (прогностический, методологический, эвристический, иной)?
Предложенными вопросами не ограничивается область обсуждения теорий постсекулярного общества, равно как и само обсуждение не предполагает строгую форму «доклады-вопросы». Вместе с тем, приветствуются краткие сообщения (до 10 минут) по предложенным вопросам. Для конструктивного разговора на семинаре и эффективных его результатов предлагается небольшой набор статей[1], в которых отражены теории постсекулярного общества Ориентация на предлагаемые исследования не препятствует введению в поле дискуссии других работ, связанных с данными теориями.
К участию в семинаре приглашаются все желающие: преподаватели, аспиранты, студенты Института философии и социально-политических наук, других подразделений ЮФУ, а также других вузов.
Семинар будет проводиться в он-лайн режиме с использованием MS Teams. Техническая сторона мероприятия требует предварительной регистрации. Поэтому желающим принять участие, в том числе и в качестве слушателей, требуется до 10 мая 2020 г. послать заявку по aдресу snastapov@sfedu.ru в следующей форме:
Фамилия, имя, отчество
|
|
Место работы, должность
(для студентов – место учёбы, направление подготовки)
|
|
Статус участника (докладчик или слушатель)
|
|
Тема сообщения
|
|
Контакты
(эл. почта, моб. телефон)
|
С каждым заявителем 12-13 мая свяжутся организаторы конференции для решения технических вопросов.
Ссылка на команду в MS Teams:
Организационный комитета семинара
Агапова Е.А. – д.ф.н., зав. каф. социальной философии ИФиСПН ЮФУ.
Астапов С.Н. – д.ф.н., зав. каф. философии религии и религиоведения ИФиСПН ЮФУ.
Кириллов А.А. – к.ф.н., доц. каф. социальной философии ИФиСПН ЮФУ.
Раевский А.Н. – преп. каф. философии религии и религиоведения ИФиСПН ЮФУ.