Навстречу «Петровским чтениям»

Десять лет назад, на 23-их «Петровских чтениях» нами была подведена черта над полустолетием в философии М.К. Петрова – и при его жизни, и в посмертном его возрастании. Тогда же в 2010-ом вышла в свет в серии «Философия России второй половины ХХ века» и книга о нем «Михаил Константинович Петров» (под ред. С.С. Неретиной). И вот сегодня, в год Юбилея открытия философского факультета в РГУ, мы начинаем серию подготовительных мероприятий к 33-им чтениям, которые состоятся в ноябре 2020 г.

Треть века без М.К. Петрова – и с ним! Это важный рубеж в нашей ростовской судьбе в год Юбилея. И важный итог петрововедения в стране. После смерти ученого вышло в свет пятнадцать книг и много других публикаций. Появились научные исследования о его творчестве. Философия, сохранившаяся в рукописном наследии М.К. Петрова, в полной мере становится фактом истории философии второй половины ХХ века, пусть и по преимуществу «философией из архива».

На площадке «Европейский способ мысли и отечественная философия», созданной на базе Межведомственного научного отдела истории русской философии и культуры ЮФУ и ИФ РАН кафедрой истории зарубежной и отечественной философии ИФиСПН ЮФУ 25 сентября проведено первое заседание. С вступительным словом перед студентами выступила зав. кафедрой доц. М.А. Дидык, поздравившая всех присутствующих с началом юбилейных мероприятий, посвященных созданию философского факультета. Ею было отмечено, что «Петровские чтения» начали проводиться с 1987 года и стали сегодня, по оценке проф. И.Т. Касавина (ИФ РАН), наиболее длительными среди подобных научных мероприятий, что сама личность ученого и философа была предельно парадоксальной и даже «осевой» в той компаративистской проблематике, которая в середине ХХ века максимально выразилась в знаменитых гонолульских конференциях по философии Запада и Востока.

Затем представили свои доклады проф. А.Н. Ерыгин и доц. А.А. Кириллов. В первом докладе «М.К. Петров: философия из архива» было осуществлено введение в тему, посвященное актуализации творческого наследия ученого и философа в современной ситуации геополитического противостояния Востока (Китай), Запада (США) и России в момент серьезного кризиса того, что М.К. Петров называл «европейской культурно-исторической традицией». В этой связи основное внимание было уделено обобщающей характеристике знаменитой и ставшей знаковой работе философа «Язык, знак, культура», базированной на ее оценке В.С. Библером как выдающемся явлении не только философско-культурологической мысли, но даже и самой мировой культуры.

Во втором докладе «Критские сюжеты в работах М.К. Петрова: вопрос о “людях-государствах”» было рассмотрено место минойской культурной традиции и «крито-микенской государственности» в процессе появления универсально-понятийного мышления в эгейском культурном анклаве. При раскрытии темы особенное внимание было обращено на следующие формулировки М.К. Петрова, которые многое ставят на свои места (и по платоновскому вопросу на Крите и по социальному ритуалу календарной практике). Вслед за опорой на текст Платона о преимуществе «порядка» перед «беспорядком … во всех отношениях» (Тимей, 30 А) приводится итоговое резюме: «Идет ли речь об античности или о других временах, безвыходность тупика и безвыходность административной тоски по всезнанию очевидна: область прогнозирования – ритуал. Из этого не следует, что античность знала секрет лечения административной тоски, а затем, как и многое, этот секрет был утерян».

На 2 октября планируется следующее заседание в подготовке 33-их «Петровских чтений» в рамках проблемы «Европейский способ мысли и отечественная философия».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.